Обзор книги: Orta, Andrew. Making Global MBAs: The Culture of Business and the Business of Culture. California Series in Public Anthropology. Oakland, California: University of California Press, 2019
Книга - интересное дополнение к антропологии капитализма. Автор до этого занимался исследованиями в Латинской Америке, поэтому его особенно интересовало то, как капитализм и глобализация взаимодействуют с региональными культурами.
Интересно, что в этой книге практически не упоминается Маркс. В отличии от философских трактатов это этнография и она не отходит от того, что наблюдал сам автор и что ему говорили его информанты.
В книге 3 основные темы:
- Капитализм и глобализация
- Их отношение с региональные культурами
- И как MBA создает и воспроизводит идеи транснационального менеджера, человека, который занимается тем, что претворяет в жизнь глобальный капитализм.
В 80-х годах глобализация понималась как стандартизация, люди, читали Теодора Левитта думали и боялись, что под воздействием глобализации все страны станут одинаковыми, что:
Глобализация открыла перед “транснациональными корпорациями” возможность мыслить за границами национальных рамок и внедрять инновации на глобальном рынке, который, как ожидалось, будет все чаще обслуживаться стандартизированным набором опций и, более того, научится удовлетворяться ими. “Ушли в прошлое привычные различия в национальных или региональных предпочтениях”, - писал Левитт. “Глобализация рынков близка”.
Но к началу 21 века маятник качнулся в другую сторону и сейчас глобализация понимается как стандартизированная уникальность. Транснациональные компании концентрируются на уникальных локальных отличиях, которые они заставляют проявляться одинаково.
И бизнес-образование помогает воспроизводить эту систему. Для примера автор рассказывает, как MBA конструирует менеджера, который мыслит категориями, подходящими для глобализации. Например, вместо того, чтобы уделять внимание уникальным особенностям региональных культур, школы MBA используют теорию культурных различий Герта Хофстеде. В ней все различия все между культурами сводятся к нескольким шкалам. Как антрополог, автор явно не одобряет такое использование понятия “культура”.
Школы MBA учат своих студентов быстро принимать решения в меняющемся мире и в условиях недостаточной информации. Это приводит к тому, что студенты относятся критично даже к теориям, которым учат сами MBA:
Это презрение к академическим аспектам образования MBA само по себе является частью ритуала создания субъективности MBA. Подобно тому, как юридические факультеты погружают студентов в юридическую эпистемологию, программы MBA дают возможность думать (и действовать) как менеджер. MBA учат быть нетерпеливыми к теории, мало интересоваться контекстными деталями дела и стремиться выхватить ключевые факты - суть проблемы, которые дадут информацию и позволят принять бизнес-решение.
Другая интересная тема книги, это отношения глобальных различий и риска. В MBA учат менеджеров понимать различия между странами, как риск. А риск - как нечто, чем можно управлять:
Поскольку риск является необходимостью для продуктивной деловой практики, международные пространства манят как граница известного, представляя собой капиталистический потенциал, переплетенный с неопределенной сложностью и фактически состоящий из нее. … Экспансивная природа капитала - преобразовывать периферийную уникальность, состоящую из риска, в управляемую будущую стоимость. … Суть создания прибыли в меняющемся мире заключается в риске и неопределенности. Целью менеджера должно быть не избежать риска, а умело управлять им.
Таким образом, книга рассказывает историю глобального капитализма через призму школ MBA. Для него мир наполнен различиями, и ценность здесь создается путем преобразования рисков в управляемое будущее.