Культуры ⋃ Компьютеры

Проект Михаила Конинина

Обзор книги: King, Brian W. Communities of Practice in Applied Language Research: A Critical Introduction. London ; New York, NY: Routledge/Taylor & Francis Group, 2019

Началось все как обычно. Я сидел в интернете, что-то увидел про “сообщество практик” (СП) и понял, что я ничего не знаю про эту тему. Мне стало интересно, и я стал искать книгу, которая бы удовлетворила бы мое любопытство. Мой поиск привел меня к книге Communities of Practice in Applied Language Research: A Critical Introduction. Она достаточно новая, про сообщество практик и про прикладные лингвистические исследования — это еще одна тема, что меня интересует. Так, выбрав книгу, я начал читать.

Я надеялся, что автор начнет с хотя бы краткого описания, в чем суть теории про “сообщества практик” и как ее использовать, но не тут-то было. Автор предполагает предварительное знание теории, а поэтому он рассказывает ее пунктиром - в основном давая ссылки на другие работы. Комментарии автора к этим ссылкам иногда очень интригуют, например, он говорит, что сообщества практик — это посредник между социальной структурой и лингвистической агентностью. Мне хотелось интересно узнать больше, но развития эта тема не получила. Наверное, не стоило ждать большего от книги со словом “прикладные исследования” в названии.

В целом автор построил книгу на трех китах: он показывает, как СП используется в социолингвистике; показывает, как он сам использует СП в этнографическом исследовании; и критикует, как другие исследователи неправильно применяют теорию СП.

Больше всего в этой книге критики неправильного применения СП. “Сообщество практики”, по мнению автора, приобрело онтологический статус, вместо того чтобы изучать их эмпирически. Дошло до того, что любое сообщество изначально рассматривается как СП, ведь иначе надо было бы тратить усилия, чтобы подтвердить статус сообщества, как СП. А это неправильно, ведь не все сообщества - “сообщества практик”, в том виде как подразумевали авторы этой теории.

В первую очередь, нужно надо отличать их от imagined communities и от communities of alignment. “Воображаемые сообщества” (Imagined communities) — это сообщества, где несвязанные между собой люди имеют похожие практики (лингвистические, в случае этой книги), например, как фанаты Стар Трека или нации. “Сообщества по согласованию” (Communities of alignment) - сообщества, где практики навязаны извне, например, поведение людей в самолете или поезде.

В противоположность этому, практики в “сообществах практик” вырабатываются самими участниками и для этого нужен прямой контакт между членами сообщества и общение. А поэтому, главный способ определить, что сообщество является СП — этнографический. Исследователю нужно потратить время на наблюдение и/или участие в сообществе, чтобы понять, КАК возникли практики (создали ли их сами участники или нет).

В подтверждении этого автор приводит выдержки из своей этнографии, где он исследует, как лингвистические практики возникают в школьном классе. Эта этнография бодро начинается во второй главе, но уже в третьей — про нее нет даже упоминания. В оставшихся главах она еще несколько раз появляется, чтобы так же стремительно исчезнуть. Она служит лишь демонстрацией методов определения СП. А жаль, мне бы хотелось узнать, чем там дело кончилось, и еще больше узнать какой теоретический вывод можно получить, если использовать в исследовании теорию СП, а не какую-то другую.

Третий кит, на котором стоит книга — это обзор литературы по СП в лингвистических исследованиях. Это мне показалось несколько поверхностным, т. к. автор рассказывает об исследованиях, которые подтверждают, что СП лучше всего изучать этнографически. Было бы интересно узнать про другие мнения.

Но встретились и интересные мне примеры. Например, некоторые лингвисты-исследователи рассматривают лидерство как набор локальных практик, а не как качество или склонность индивида. И благодаря этому они могут лучше объяснить, как лидеры появляются благодаря языку и других практик, и проследить, как лидеры вписываются в более широкое “созвездие” СП в организациях.

В итоге книга оказалась хорошей, но больше, чем я хотел, ориентированной на практическое использование теории СП в лингвистических исследованиях. Мне не хватило в ней описания, какие преимущества дает использование этой теории по сравнению с другими. Наверное, эта книга предназначена для тех случаев, когда жребий уже брошен и неизбежно придется использовать СП и нужно знать, КАК правильно это делать. И в таком случае — это хорошая книга.