Обзор книги Behind the Startup: How Venture Capital Shapes Work, Innovation, and Inequality by Benjamin Shestakofsky - 2024-04-01
Сегодня дочитал этнографию про венчурных капиталистов и стартапы (Behind the Startup: How Venture Capital Shapes Work, Innovation, and Inequality by Benjamin Shestakofsky (Author)). Отличная книга, рассказывает, как устроены стартапы и для кого они работают. Спойлер алерт - для венчурных капиталистов.😊
В этой книге он показывает то, что привычная картина “героических стартаперов-программистов” - гораздо сложнее в реальности. В том стартапе, где он проводил исследование (он назвал его AllDone - по сути что-то типа Upwork, платформа для фрилансеров) было примерно так:
Программисты (90% этой команды - молодые мужчины) в Сан-Франциско занимались “креативным трудом” - экспериментировали, проводили исследования, пытались увеличить бизнес-KPI. Они зарабатывали большие деньги и имели опционы. И когда стартап достигал успеха все чествовали именно их. Но в реальности, за кадром оставались две команды в этом стартапе - на Филиппинах команда писала письма, занималась SEO-оптимизацией страниц и т.п.
И другая команда в Лас-Вегасе отвечала на звонки разозленных пользователей. Пользователей раздражали постоянные нововведения (это же стартап): изменения интерфейса, правил и прайсинга. Автор рассказывает, что, когда после очередного собрания фаундеры решили, что нужно отказаться от месячных подписок для пользователей и ввести для них плату за каждый контакт, этой команде (состоящей из женщин среднего возраста с низким уровнем образования) пришлось обзванивать клиентов и говорить им о том, что в будущем они будут платить в несколько раз больше за тот же сервис. Естественно, что это очень не понравилось клиентов: крики, скандалы, угрозы.
Вот и получается, что результаты креативности гениальных стартаперов держатся на низкооплачиваемом труде простых женщин среднего возраста. Они выступают буфером между постоянными изменениями стартапа и его недовольными пользователями. И основатели стартапа понимают, что без этих женщин у них ничего был не получилось, и не скрывают этого.
При этом низкооплачиваемые работники (которые - как в убере, и не работники вовсе, а “независимые подрядчики”) не получают ничего от роста цены стартапа. Как им платили минимальную зарплату, так и продолжали платить. А вся прибыль идет, кроме создателей стартапа, венчурным капиталистам, которые, собственно, и требуют постоянных изменений, в надежде найти, где можно еще больше прибыли получить.