Точка плавления / Джефф Якобсон

159836.xx_large
Плавление — подходящее слово для этих фотографий. Они часто размытые и пугающе аляповатые на вид. Якобсон снимал их на Кодахром. Использование им цвета может вызывать эмпатию, даже экстаз — цвет здесь это особая эмоция. В результате зритель чувствует потерянность, которая только усиливается размером фотографий. Самая маленькая — 50 на 70 см, большинство — 90 на 130 см.

Якобсон редко делает зрителям уютно. Они остаются в каком-то подвешенном состоянии, либо из-за избытка визуальных стимулов или из-за их полного отсутствия. Видеть, для Якобсона, это всегда реагировать, но не обязательно — понимать. Фотография 2002 года из Шанхая выглядит как кадр из «Бегущего по лезвию». Гигантский глаз женщины (на биллборде?) расположен в центре фотографии, среди буйства планов: карнизы, стены, фонарные столбы и другие, не опознаваемые городские элементы. Эффект от этого — возбуждающий и дезориентирующий. Загадка, которая одновременно притягивает зрителей и отталкивает их от себя.

Главный элемент каким он добивается этого эффекта, то что виден только женский глаз и небольшая часть ее лица. Мы обычно не думаем о людях как о визуальных стимулах, но часто они ими являются. Их присутствие в фотографии почти всегда помогает понять, что происходит в кадре. И наоборот, их отсутствие там, где мы их ожидаем, как например, в одном из самых густонаселенных городов мира, может добавить к ощущению беспокойства. Якобсон учитывает это, и в этих фотографиях почти нет живых человеческих существ. Они — тени, или отражения, или статуи. Многие из этих фотографий — сцены без актеров, или скорее, сцены где актер — это зритель.

Jeff Jacobson: Melting Point / 2002

— Вольный перевод Михаила Конинина, 15.03.2017