Уинслоу, Аризона, 2013 — Стивен Шор 

В 2013 году Стивен Шор участвовал в проекте Дуга Эйткена «Station to Station». В этом проекте участвовали множество художников и артистов. Они ехали на специальном поезде, останавливаясь по пути в разных городах на один день и устраивая там уникальные перфомансы.

На одной такой остановке, в Уинслоу, шт. Аризона, в качестве перфоманса Стивен Шор за один день отснял город. Потом, на следующей остановке, получившиеся 280 фотографий были представлены без обработки в виде слайд-шоу. В 2014 у Шора вышла книга «Winslow, Arizona» куда вошли избранные фотографии снятые в тот день.

Эта фотография — из того проекта. Мне бросилось в глаза, как Стивен Шор в одном кадре не только собрал несколько иконографических символов Америки, но и сделал отсылки к работам других фотографов, которые так же разрабатывали фотографическую иконографию Америки.

Самый главный символ здесь, конечно, американский флаг. Здесь он резкий и расположен по центру кадра. Шор сознательно привлекает к нему внимание зрителя, здесь он доминирует и может показаться, что кроме флага в это фотографии ничего нет, но это не так.

Другой американский символ, который нашел Шор в этой фотографии — это большой, американский джип. Хотя он не в фокусе и частично перекрыт флагом, но его расположение рядом с флагом как бы намекает, что они связаны между собой. Красный цвет позволяет джипу конкурировать с флагом за внимание зрителя.

И еще один символ, возможно, менее очевидный — это типично американские одноэтажные дома на заднем плане. Особенно бросается в глаза дом с навесом слева. 80 лет назад подобные навесы, в подобном ракурсе снимал Уокер Эванс. Он был первым, кто снимал художественные фотографии в документальном стиле и смог показать, что окружающая обыденность может быть искусством. Шор продолжил его дело.

Ракурс выбранный Стивеном Шором для этой фотографии, так же говорит о многом. Флаг расположен в центре кадра, однако все остальные элементы сняты практически в три четверти. Такой вид часто ассоциируется с технической съемкой. Так снимают, когда хотят продемонстрировать форму предмета. Тот же ракурс используют, делая топографическую съемку.

Шор использует здесь такой ракурс, чтобы подчеркнуть свою «нейтральность» и «отсутствие» авторского взгляда. Это — тот самый документальный визуальный стиль, прославивший искусство Уокера Эванса.

Сам флаг представляет собой не столько флаг, сколько рваный полиэтиленовый пакет. Если бы не демонстративная «нейтральность» взгляда Шора, можно было бы смело утверждать, что рваный пакет-флаг является социальной критикой. Однако, подход Стивена Шора здесь ближе к подходу Роберта Франка, который в своей книге The Americans использовал рваный-штопанный флаг не для критики общества, а для демонстрации банальности окружающих нас иконографических символов.

— Михаил Конинин, 28.12.2018

#стивеншор #фотография


Проект Михаила Конинина «Абзацы фотографий» посвящен истории и теории фотографии. Я перевожу материалы посвященные фотографии и фотографам, о которых на русском языке мало информации. Так же я пишу о фотособытиях в Новосибирске: рецензии выставок, обзоры фотокниг попавших мне в руки и т.п.
https://vk.com/club146474865