Der Rote Bulli

Вчера нашел (увы, только частично) в интернете каталог немецкой выставки Der Rote Bulli (Красный бычок) посвященной связям Стивена Шора и Дюссельдорфской школы фотографии.

Про то, что Бернд и Хилла Бехеры и Шор были знакомы и дружили, известно давно. Бехеры помогли Шору сконцентрировать идеи, лежащие в основе его проекта Uncommon Places. Они советовали ему снимать главные улицы города, но он с этим был не согласен и дискуссия натолкнула его на мысль, что он должен снимать «суть» главных улиц.

Бехеры в свою очередь демонстрировали работы Шора своим ученикам в Kunstakademie Düsseldorf. Благодаря этому, история Дюссельдорфской школы фотографии переплетена с американской, а ученики Бехеров были знакомы с современной американской фотографией.

Я встретил список фотографов (учеников Бехеров) представленных на той выставке. Где кроме хорошо известных имен «первого поколения» учеников Бехеров: Гурски-Хефер-Штрут-Руфф, я нашел несколько имен учеников «второго поколения», с которыми я не был знаком.

Я отобрал и сохранил себе несколько фотографий, которые мне понравились.

1. Tata Ronkholz. Часть ее фотографий типично Бехеровские: фронтальные композиции, серийный подход, акцентированная нейтральность. Другие снимки свободнее, хотя композиции и остаются сдержанными и контролируемыми. Эта фотография демонстрирует портовый кран фронтально, делая отсылки к водонапорным башням Бехеров, однако окружающий пейзаж невозможно представить у Бехеров.

Фотограф активно двигает ближний план к левому краю кадра, надеясь уравновесить его дальним планом на противоположной стороне. Это рискованная стратегия, ведь у них разный визуальный вес, и сложно найти такой баланс, когда внимание зрителя оставалось бы в центре кадра. Но здесь этот прием проходит, а фотография приобретает новое звучание.

2. Matthias Koch. Еще одна фотография показывающая объекты фронтально. В выборе объектов, нейтральном взгляде и размещении камеры чувствуется влияние Бехеров, однако обилие происходящего на снимке (льется металл, дымят трубы, тепловоз и вагоны стоят на путях) создает в кадре несколько точек притяжения внимания — метод который часто использует Стивен Шор.

3. Bernhard Fuchs. Это снимок из серии Autos, где Фукс снимает найденные им автомобили стоящие в одиночестве. Как ученик Бехеров он активно использует серийный подход. Однако композиции его разнообразны, да и цвета вносят разнообразие. Сам он говорит, что его интересуют отношения которые возникают между пустым автомобилем и окружающим его пейзажем.

Другие фотографии см.: https://josefchladek.com/book/bernhard_fuchs_-_autos

4. Miles Coolidge. У него мне очень понравились две серии фотографий: Safetyville и Mattawa. Эта фотография — из первой серии. Меня здесь очень удивило полное отсутствие людей. В каждом снимке есть ощущение, что люди где-то рядом и рассматривая фотографии, я все ждал, что на следующем снимке они появятся. Но все снимки оказались безлюдными. Я пересмотрел их еще раз, результат оказался тем же. Разглядывая их в третий раз, мне бросилось в глаза насколько игрушечными выглядят эти домики, с их минималистичным дизайном, белоснежными стенами и затемненными окнами. Я задумался, настоящие ли это дома, но фотограф не дает и намека на ответ, эксплуатируя по максимуму «нейтральность» своего взгляда.

Вторая серия — Mattawa, еще более удивительная. В ней каждая фотография похожа на другие, но отличается от них ровно настолько, чтобы создать в зрителе дискомфорт. Ряды домиков-контейнеров и одинаковые пейзажи за ними создают гнетущее ощущение. А летний солнечный день и жизнерадостная трава под ногами лишь усиливает чувство конфликта, вызываемое этими фотографиями. Здесь Кулидж использует серийный подход Бехеров не для демонстрации повторяющихся визуальных структур, а как пулемет, который выпускает очередь, где каждая пуля похожа на предыдущую, хотя каждая ранит иначе.

См. http://milescoolidge.net/work/mattawa/

Другие его работы: http://milescoolidge.net/work/

5. Laurenz Berges. У него много фотографий архитектуры, которые в своей абстракции приближаются к фотографиям Льюиса Бальца. Даже его пейзажные фотографии несут отпечаток абстрактности. Большая часть таких фотографий снята осенью, с тяжелым свинцовым небом, пожухлой листвой и голыми ветками деревьев.

Эта фотография, с пустыми окнами, монотонно-серыми стенами домов и вертикальными деревьями, так же стремится к абстракции, однако дождь не дает к ней приблизиться. Блеск луж, мокрая земля и текущий ручей прочно привязывают сцену к реальности.

Здесь еще стоит обратить внимание, на то, как автор заполняет кадр, оставляя лишь намек на небо в углу кадра. Благодаря этому фотография кажется зажатой, плотной и напряженной.

В целом эта выставка (и ее каталог) демонстрирует как пересекались между собой одни из самых важных течений в современной фотографии: New Color Photography (в лице Стивена Шора) и Дюссельдорфской школы фотографии. Хотелось бы его раздобыть…

Эссе к этому каталогу выставки (англ.):
http://www.americansuburbx.com/2010/09/der-rote-bulli-on-reception-of-stephen_09.html 

— Михаил Конинин, 23.12.2018

PS: Домики в Safetyville действительно игрушечные: в 1/3 размера для обучения детей основам ПДД.