Пролетарское фото, №4 1931 год

Журнал можно скачать, либо у меня в группе в вк (https://vk.com/club146474865), либо в архиве (https://archive.org/details/prolphoto_1931_04)
Тут напечатана фотосерия «24 часа жизни рабочей московской семьи». Интересный пример как фотография выступает в роли пропаганды.

Снята эта история Шайхетом, Альпертом, Тулесом для выставки в Австрии, была потом перекомпилирована для немецкого A-I-Z (советская пропаганда на немецком, к сожалению, не нашел в интернете отсканированной копии).

Интересно, что пропаганду, которую представляет эта история, до сих пор повторяют в России. Хотя казалось бы уже можно было выяснить правду…

Например, Левашов в лекциях пишет, что это «Международный хит практики фотосерий». Это — ошибка, она распространялась только в просоветских изданиях, а упоминаний, что она где-то печаталась еще я не нашел. Приезд к Филипповым немецких депутатов — тоже просто рекламный трюк, который потом будет регулярно повторятся.

Союз фотохудожников для своей выставки 2012 года просто цитирует статью из Пролетарского фото, также принимая пропаганду на веру: «М.Альперт и А.Шайхет настойчиво подчеркивали, что в этой серии не было ни одного инсценированного момента, что они снимали события и жизнь именно так, как это происходило на их глазах в течение 5 дней. »

Исследователь Эрика Вольф показывает как «конструировалась» история в этих фотографиях. Она приводит в пример фото 39, которого не было в немецком A-I-Z, подписана «Витя поступает в распоряжение руководителей детского городка.» хотя по негативам оно снято в больнице на прививках. Другой пример, фото 30, снятое Шайхетом, которое повторяет сцену снятую им же за несколько лет до этого и напечатанную в Der Arbeiter-Fotograf в 1927 году.

Интересно, что в ПФ напечатано гораздо больше фотографий чем в оригинале. Тут и снимки документов и композиции другие. В ПФ главное — фотографии, а их представление и редактирование — вторично. Кроме того, подписи у фотографий совсем другие, и все это вызывает совсем другие ассоциации.

Например на развороте про детский сад (стр. 36-37 в файле) в немецкой версии написано: «Детский сад где младший Филиппов проводит день — это школа новой жизни, к которой Советское государство готовит молодежь. После того как Володя приходит в сад, прежде чем он сможет играть и петь до обеда, он должен — как написано на стене — почистить зубы и тщательно вымыть руки. Когда начинается обед, мальчики и девочки садятся за общий стол, один из детей разносит еду, и они все едят пока не наедятся, и скоро они настолько утомляются, что с радостью отправляются на сон.час. Потом Володя снова бодрый и довольный сидит занимаясь своим любимым делом — рисованием всего чего вздумается яркими красками».

На русском же: «24. Перед обедом обязательно надо вымыть руки. 25. За обедом болтать не разрешается, это вредно для здоровья. 26. После обеда и сна — игры. 27. Потом очень интересная вещь рисование. Витя рисует немножко хуже Лизы, но все-таки довольно хорошо.»

Немецкие тексты акцентируют внимание на прогрессивных социальных и образовательных аспектах. Советские же — придают детскому саду тоталитарную атмосферу. Будущее, к которому готовит детей Советское государство требует строгой дисциплины.

Структура подписей так же разная. AIZ печатает их одним абзацем, что стимулирует спонтанные ассоциации между текстом и фотографиями, а ПФ выступает против этого — пронумерованные подписи задают строгий порядок чтения.

Естественно люди прекрасно знали, что эта история не имеет отношения к реальности. Даже партийные начальники смеялись над фотографиями пустых трамваев. А выражение «как у Филипповых» стало синонимом для Потемкинских деревень.

В СССР эта серия вызвала оживленные дискуссии на тему фотоисторий — «фотоочерков» как их тогда называли. И в итоге она привела к появлению первых советских фотоочерков в журнале «СССР на стройке».

— Михаил Конинин, 28.04.2018

#фотография #историяфотографии #пролетарскоефото #советскоефото

Источники:
https://www.academia.edu/983707/_As_at_the_Filippovs_The_Foreign_Origins_of_the_Soviet_Narrative_Photographic_Essay
http://www.photounion.ru/Show_News.php?nnum=341


Проект Михаила Конинина «Абзацы фотографий» посвящен истории и теории фотографии. Я перевожу материалы посвященные фотографии и фотографам, о которых на русском языке мало информации. Так же я пишу о фотособытиях в Новосибирске: рецензии выставок, обзоры фотокниг попавших мне в руки и т.п.
https://vk.com/club146474865