Про кураторов в Музее Современного Искусства (часть 1 из нескольких)

Альфред Барр

Музей Современного Искусства в Нью-Йорке (Museum of Modern Art, MoMA) тратит много времени и сил на популяризацию современного искусства, включая и художественную фотографию. У них есть обучающие программы по фотографии, они делают интерактивные сайты, посвященные отдельным выставкам, выкладывают видео своих лекций и публичных обсуждений, и конечно они издают каталоги и книги. И надо отдать им должное, они не жадничают — у них на сайте можно бесплатно скачать книги, которые уже невозможно купить. Для меня, последнее представляет особенную ценность. Но так как взгляд музея на то, что такое хорошо и почему нечто является искусством зависит от кураторов, то я решил описать каких взглядов на фотографию придерживались руководители Департамента Фотографии в MoMA на протяжении почти 80-ти летней его истории.

Музей современного искусства был создан в 1929 году. В 1935 году директор музея Альфред Барр пригласил Бомонта Ньюхолла работать в Музей. Ньюхолл, выпускник Гарварда и по образованию искусствовед, был одним из немногих специалистов, кто в то время всерьез интересовался фотографией. А так как попечители музея отказались одобрить бюджет на должность куратора фотографии, то первые несколько лет Ньюхоллу пришлось работать в музее библиотекарем. Но уже в 1937 году ему представилась возможность организовать свою первую фотовыставку в МоМА. Она называлась «Фотография, 1839-1937» и на ней были представлены 800 фотографий из 120 коллекций. Выставка рассказывала и показывала историю фотографии начиная с камер обскура до самых современных, на тот момент, технологий. Каталог этой выставки через несколько лет послужил основой для книги Ньюхолла «История Фотографии, от 1839 до наших дней» которая, выдержав несколько переизданий, продается и сейчас. Через год в МоМА открылась первая персональная выставка фотографа — «Американские фотографии» Уокера Эванса. На ней были представлены 100 работ. Вместе с выставкой была издана книга «Американские фотографии», в ней было 87 фотографий, из которых только 54 были на выставке. Эта книга стала одной из ключевых вех в истории фотографии. В ней Эванс продемонстрировал, что для того чтобы быть художественной фотография не обязательно должна имитировать живопись, а окружающая обыденность может быть для нее достойным сюжетом.

Бомонт Ньюхолл, Ансель Адамс и Уиллард Морган

В 1940 году в МоМА при помощи Анселя Адамса наконец-то создали Департамент Фотографии, возглавил который Бомонт Ньюхолл. В презентационной брошюре так описывались его цели: «Департамент Фотографии будет служить центром, где можно будет оценить эстетические проблемы фотографии, центром где выбравший своим искусством камеру художник сможет найти для себя поддержку и примеры для подражания, и центром где все любители фотографии смогут изучать и классическую фотографию, и самые современные направления ее развития».

Чтобы отметить открытие Департамента Адамс и Ньюхолл организовали первую выставку под названием «Шестьдесят фотографий: исследование эстетики камеры». Ее строгий модернизм представлял собой яркий контраст с исторической выставкой, которую Ньюхолл организовал тремя годами ранее. В 1942 году Бомонта Ньюхолла призвали в армию и следующие три года фактическим руководителем Департамента фотографии была его жена — куратор Нэнси Ньюхолл. К 1947 году Ньюхоллы, несмотря на войну, смогли организовать ретроспективные выставки работ Пола Странда (1945), Эдварда Вестона (1946), Анри Картье-Брессона (1947), а Департамент живописи и скульптуры провел большую ретроспективу фотографий Стиглица (1947). Каждая выставка сопровождалась подробным каталогом. Кроме того, они регулярно делали выставки по истории фотографии, а в 1944 и 1946 годах они сделали первые выставки из задуманной ими серии посвященной современной фотографии. Так публике были представлены Гарри Каллахан, Лизетт Модел, Арнольд Ньюман, Аарон Сискинд, и Фредерик Соммер. Одновременно Ньюхоллы активно пополняли коллекцию музея, и 1945 году она составляла уже 2 тысячи фотографий авторов со всего мира.

В целом Ньюхоллы стремились показывать, как модернистские, так и классические фотографии. Конечно, предпочтение отдавалось современной фотографии, что соответствовало задачам музея. А особенные симпатии к школе Стиглица, Вестона, Странда и Адамса не помешали им с энтузиазмом встретить совершенно непохожие работы Картье-Брессона и Мохой-Надя.

Но во время войны дела у МоМА шли плохо. В 1942 году его бюджет сократился на 20% и многие программы, включая департамент фотографии, оказались на самообеспечении. Кроме того, как и многие другие музеи, МоМА активно проводил выставки, призванные скорее поднять у публики боевой дух, чем удовлетворить ее эстетические запросы. В этом деле фотография была очевидным и эффективным средством. Все началось в 1940 году с выставки «Война приходит к людям. История, написанная объективом Терезы Бонни», за которой последовали «Британия на войне» (1941) и «Дорога к победе» (1942), организованная приглашенным куратором Эдвардом Стейхеном.

Ньюхоллы видели свою миссию в Департаменте фотографии как борьбу за признание фотографии как высокого искусства. Но необходимость зарабатывать деньги привела к тому, что их программа стала восприниматься как излишне элитарной, и в итоге, после нескольких лет обсуждений, попечители музея решили, что Департамент фотографии надо развивать в сторону более популярной фотографии. Это должно было привлечь внимание публики и поддержку фотоиндустрии.

Для достижения этой цели попечители решили сделать директором Департамента фотографии Эдварда Стейхена. Стейхен к тому времени уже был известнейшим фотографом. В 1945 году он организовал в Музее вторую успешную военную выставку — «Сила в Тихом океане». А со смертью Альфреда Стиглица в 1946 году он стал главным авторитетом в американской фотографии.

Слухи, что Стейхен может стать руководителем Департамента появились в 1944 году, вместе с амбициозными планами о расширении фотографической программы Музея. Возможно наиболее эфемерными были ожидания, что Ньюхолл останется работать в подчинении у Стейхена и будет заниматься коллекцией и организацией исторических выставок. Вскоре после того как Ньюхолл узнал, что план Стейхена был одобрен, в марте 1946 года, он подал в отставку.

Стейхен возглавил Департамент только через год, в июле 1947 года. Работа Департамента практически остановилась и в течении последующих нескольких лет позиции Стейхена были такими же шаткими, как и у Ньюхолла до него. В итоге Стейхену так и не удалось получить значительную поддержку фотоиндустрии, а планы расширения фотографической программы так и остались нереализованными. Но постепенно Стейхену все же удалось исполнить самые грандиозные мечты популистов.

(Продолжение потом…)

— Михаил Конинин, 10.03.2018

#историяфотографии #фотография #эдвардстейхен #бомонтньюхолл


Проект Михаила Конинина «Абзацы фотографий» посвящен истории и теории фотографии. Я перевожу материалы посвященные фотографии и фотографам, о которых на русском языке мало информации. Так же я пишу о фотособытиях в Новосибирске: рецензии выставок, обзоры фотокниг попавших мне в руки и т.п.
https://vk.com/club146474865