Журнал «Provoke» | Манифест

Журнал «Provoke» был основан фотографами Кодзи Таки, Такума Накахирой, Ютаки Таканаши и писателем Такахико Окадой (со второго выпуска к ним присоединился фотограф Даидо Морияма). Всего в 1968-69 годах им было издано 3 выпуска, каждый тиражом 1000 экземпляров. Он был платформой для «новой фотографической экспрессии», призванный освободить фотографию от подчинения нарративу и языку. «Provoke» обычно ассоциируется с эстетикой are-bure-boke, что можно перевести как «зернистость, смазанность, не в фокусе». Хотя подобный стиль в то время уже встречался на страницах японских фотографических журналов «Asahi Camera» и «Camera Mainichi».

Одной из центральных фигур журнала был Кодзи Таки (Kōji Taki), который в своих статьях ввел структурализм в японский дискурс о фотографии. Основываясь на трудах философов, вроде ранних работ о фотографии Р.Барта, он вывел идею о семиотически трансгрессивной фотографии, которую можно освободить от языка и кодирования. В конце концов его «освободительный» проект — «Provoke», чем-то похожий на марксиские течения в Европе того времени, сам себя уничтожил. Фотографы «Provoke» пытались лишить свои фотографии считываемых символов-кодов намеренно «неправильно» обращаясь с камерой. Но это привело лишь к тому, что смазанность и зернистость на фотографии стали восприниматься простым стилистическим приемом.


Манифест «Provoke»

Фотография – не мысль, она не может обладать цельностью, какая есть у идеи. Фотография – не является взаимозаменяемым кодом, каким является язык. Она является куском реальности вырезанным камерой. Ее необратимая материальность представляет собой противоположность языка. И благодаря этому она стимулирует мир языка и идей. Когда это происходит язык выходит за пределы своей застывшей и концептуализированной сущности, превращаясь в новый язык, а значит – в новую мысль.

Сегодня слова потеряли свою материальную основу, свою реальность – они лишь висят в воздухе. Глаз фотографа может запечатлеть фрагмент реальности, который невозможно выразить словами. Фотограф может представить эти изображения как документы, равные языкам и идеологиям. Поэтому, хотя это может показаться нахальным, у «Provoke» есть подзаголовок: «Вызывающие документы для размышления».

— Накахира и Таки, 1968

— Перевод и текст Михаила Конинина, 10.01.2018

Проект Михаила Конинина «Абзацы фотографий» посвящен истории и теории фотографии. Я перевожу материалы посвященные фотографии и фотографам, о которых на русском языке мало информации. Так же я пишу о фотособытиях в Новосибирске: рецензии выставок, обзоры фотокниг попавших мне в руки и т.п.
https://vk.com/club146474865