Абзацы фотографий. Выставка «Молодые фотографы России» в «Подземке»

На выставке конкурса «Молодые фотографы России» в «Подземке» представлено как минимум несколько десятков фотографов. Каждый фотограф представлен одной или несколькими панелями с его фотопроектами. Одна панель — один проект. Обычно на такой панели расположено 6 фотографий и несколько строк текста. Но из-за ограниченности этой формы представления некоторые проекты потеряли свой изначальный смысл. Так в проекте о женщинах подвергшимся насилию, каждый портрет обычно сопровождает своя история. На выставке же этот текст расположен отдельно от фотографий и проект перестает восприниматься как единое целое. Другие проекты так же пострадали от физических ограничений выставки. Для многих проектов 6 фотографий – это слишком мало, чтобы зритель мог понять суть проекта. Поэтому эта выставка воспринимается не как подробный рассказ о современной российской фотографии, а как возможность посмотреть ее краткий каталог.

В сопровождающем выставку тексте написано, что фотографии на ней разделены на две категории: арт-фотография и документальная. Как будто документальные фотографии в последние десятилетия не становятся все более эстетичными, а художественные музеи по всему миру не проводят выставки документальных фотографий как произведений искусства. Фотографии бегущей лошади Эдвард Мэйбридж снимал исключительно для документации научных фактов, но теперь они выставляются в музеях и продаются на аукционах как искусство.

Сорок лет назад Джон Шарковски предложил другое (хотя и очень похожее) деление фотографий. В 1978 году в MoMA он курировал фотовыставку «Зеркала и окна», где разделил фотографию на две большие категории. «Зеркалами» он назвал фотографии, которые направлены вглубь автора, исследующие внутренний мир фотографа и его душу. «Окнами» он назвал фотографии, направленные вовне, через которые фотограф исследует окружающий его мир. Шарковски предположил, что существует фундаментальная дихотомия между фотографами, кто видит свое искусство как средство самовыражения, и теми, для кого искусство — это средство познания мира.

Такое деление позволяет освободить фотографию от влияния мириад технических, эстетических и политических различий, и сосредоточиться на том, как понимают свое искусство фотографы.

«Зеркал» – проектов отражающих внутренний мир автора, на выставке представлено немного. Но все же несколько интересных проектов можно найти. Например, «Сумерки» Юлии Строкиной. На шести цветных фотографиях она представляет атмосферу темного, заброшенного пионерского лагеря (о том, что это лагерь ясно только из текста). Темные силуэты разбитых окон и деревьев перемежаются с яркими пятнами сумеречного неба, разноцветных статуй и загадочных деревянных решеток. Эти силуэты и пятна рассказывают нам не трагическую историю заброшенного лагеря, они лишь передают ощущение открытия. Этот проект напоминает нам о том забытом детском чувстве, когда лазишь по стройке ночью с фонариком и любая вещь в темноте — будь то забытая лопата или мешок цемента, выглядят новыми и необычными.

Другая сторона дихотомии Шарковски — «Окна», представлена на выставке в изобилии. В основном, конечно, здесь представлены типично документальные кадры, место которых на страницах журналов, газет или веб-сайтах. Фотографии, висящие на стенах «Подземки», рассказывают нам истории о беженцах, войнах, преступлениях и больных детях. Но некоторые документальные проекты ближе к искусству чем другие. Например, один проект Людмилы Довгаль показывает нам зимне-заснеженный гребной канал, а другой — чистый и геометрически гармоничный мегаполис. И хотя ее фотографии напоминают геометрические абстракции, они все же не отходят от документальной традиции.

Фотографии на выставке не всегда раскрывают отношение автора к представленной проблеме, часто они показывают лишь смелость фотографа или его умение владеть техникой. Но некоторые проекты все-таки показывают, что и в документальной фотографии есть место авторскому взгляду.

Проект «Нить Паулино» Юлии Смородовой. Ее яркие и насыщенные цветами фотографии рассказывают простую историю деревенской жизни. На ее снимках нет людских трагедий и «экшена», ее фотографии простые для понимания. На них дети накрывают на стол, бегут по дороге или ловят бабочек. На них нарядные взрослые стоят вечером у деревенского забора. По отдельности эти сцены могут не произвести впечатления — это лишь случайные моменты деревенской жизни. Но собранные вместе, эти моменты показывают нам мнение автора о деревне, как о месте полном жизнерадостных детей и нарядных взрослых. В ее фотографиях деревня не умирает, как это принято сейчас считать, а живет полной жизнью.

Другой проект — «Смог» Фёдора Телкова наполнен драматизмом. На шести черно-белых фотографиях, расположенных вертикальными парами, нам предстает мир заводских труб, в котором люди не представляют большой ценности. На первой паре фотографий автор противопоставляет дымящие трубы и людей, идущих вдоль заводского забора. Вторая пара снимков показывает положение людей в этом мире: люди в нем сведены к туманному силуэту в окне, за которым стоит всепоглощающий Завод. Лишь на третьей паре фотографий можно ясно рассмотреть человека, но лишь для того, чтобы понять, что место человека в этом мире — под землей, а над землей есть место лишь стройкам и покрытому туманом городу. В этом проекте фотограф не рассказывает нам прямо о проблемах уральских моногородов. Вместо этого он заставляет нас погрузиться в свои фотографии, почувствовать атмосферу этих городов, самим разобраться, какие у них есть проблемы.

Посмотрев эти (и многие другие) проекты на выставке можно понять, что в России много молодых талантливых фотографов. У них есть собственный стиль, свое мнение. Они умеют думать, видеть и тонко чувствовать. Но, что более важно — они понимают, что такое фотография как искусство.

— Михаил Конинин, 30.12.2017
#абзацыфотографий #фотовыставки #фотография

Выставка «Молодые фотографы России» открыта до 18 января в Лофт Парк Подземка, Красный Проспект, 161
Вход 200р, студентам с репостом 150р, школьникам 50р
Подробности по телефону 286-25-25


Проект Михаила Конинина «Абзацы фотографий» посвящен фотособытиям происходящим в Новосибирске. Я пишу о местных выставках, обзоры мероприятий, фотокниг и т.п. Так же я перевожу материалы посвященные фотографии и фотографам, о которых на русском языке мало информации.
https://vk.com/club146474865