Выставка Эдуарда Левена «Взгляд грифона» и «Стадион Аржан. Демография рая» в ГЦИИ

В ГЦИИ 8 декабря открылась фотовыставка Эдуарда Левена «Взгляд грифона» и «Стадион Аржан. Демография рая», я сходил посмотреть ее 10 декабря.

Я зашел в зал с выставкой и прочитал аннотацию для первой ее части — «Взгляд грифона», серии черно-белых фотографий. Там было много тяжелых слов: «…кинематографической последовательностью монохромных, реалистичных фотографий…» (А я всегда считал, что мы видим в цвете?), «…реконструирую свой архетипический образ (эйдос) этой древней, многоликой страны … собирая по крупицам ее остаточное хроносенсорное излучение…» (Это я вообще не понял?)

Я сразу же пожалел, что прочитал это. Ведь теперь, какими бы не были хорошими фотографии, я буду смотреть на них через призму этой аннотации: получилось ли у фотографа добиться поставленной цели или нет? А поставленные цели настолько грандиозны для фотографии, что добиться их средствами фотографии практически невозможно. Для меня фотография как искусство – сиюминутно. Она может рассказать о том, что есть здесь и сейчас, но она не знает ничего об ускользающих архетипических образах.

Фотографии, представленные на выставке очень хороши. Они сняты на среднеформатную камеру (формат 6х7 см, по площади больше стандартного APS-C в 10 раз) и благодаря этому они на голову превосходят типичные новосибирские фотовыставки. Снимки напечатаны небольшим для этого формата размером 60х40 см, поэтому они выглядят очень резкими и детализированными. Они приглашают зрителя подойти поближе. Здесь приятно рассматривать каждую фотографию вблизи, ведь тут можно рассмотреть каждую мелкую деталь: каждую веточку, каждый камень или выражение лиц людей, стоящих вдалеке.

Одна из фотографий в первой части изображает уходящие вдаль величественные алтайские горы, у подножия гор течет река, а над всем этим плывут такие же величественные облака. Горы в этом кадре кажутся вечными, застывшими между текущей рекой и облаками. Но эта фотография остается практически единственной где есть ощущение древности. Другие снимки показывают нам постоянно меняющийся мир. Разрушающиеся деревянные постройки рядом со спутниковыми антеннами, подвесные мосты, заброшенный элеватор. На одной из фотографий изображен лежащий верблюд. Он мог бы стать тем символом древности Шелкового пути, который искал автор, если бы не проезжающая мимо машина. Она мгновенно разрушает появившееся было ощущение «архетипического образа древней страны» и напоминает, насколько глубоко люди изменили окружающую природу.

Глядя на эти фотографии кажется, что автор и сам понимает тщетность попыток очистить мир от влияния человека. И в конце концов, он смиряется с тем, что люди — это часть того самого вечного эйдоса. На фотографии «Ярмарка, Кош-Агач, 2014» люди и торговые палатки под вечно меняющимся небом выглядят не менее вечными, чем горы на других фотографиях.

Цветные фотографии второй серии — «Стадион Аржан. Демография рая», продолжают тему отношений человека и Алтая. Но если черно-белые снимки скорее показывали уже знакомые стороны этой темы, то эта серия с первого кадра озадачивает. На нем изображены ворота с оградой над которыми написано, что тут есть стадион. Но за оградой не видно ничего похожего на привычный стадион: нет ни трибун, ни какого-либо подобия разметки. Есть лишь желтая выжженная трава. Другие фотографии этой серии не отстают. Они изображают алтайские пирамиды, дома-сферы, кажется стоящие в глухих лесах, викингов, индейские типи, замки, японские кафе. Все то, чего не ожидаешь увидеть на фотографиях с Алтая. Они показывают космополитичную сторону присутствия современных людей на Алтае.

Цветные фотографии, так же, как и черно-белые, напечатаны очень хорошо. Я предпочитаю цветные фотографии монохромным и этому эта серия понравилась мне даже больше предыдущей. Цвет придает этим фотографиям дополнительный слой для восприятия. Яркие пятна цвета, привнесенные человеком, оживляют монотонную сине-зеленую гамму природных цветов. Но в отличии от черно-белых снимков, в цветных люди присутствуют не только намеками. Здесь часто можно увидеть людей живущих своей жизнью. Тут они играют, гуляют, покупают и просто отдыхают. Все то, что обычно делают приезжающие на Алтай туристы.

Некоторые фотографии Эдуарда Левена высокой детализацией и сюжетами напомнили мне работы Джоэла Стернфелда. Его напечатанные фотографии тоже содержат огромное количество мелких деталей, которые хочется разглядывать долго и в них есть всегда какая-то загадка: когда глядя на изображение кажется, что в нем есть что-то большее. «Искусственное озеро, развлекательный комплекс «Рублевка», 2015» Левена напоминает фотографию «Wet’n Wild Aquatic Theme Park, Orlando, Florida, September, 1980» Стернфелда. Обе фотографии изображают людей у искусственного озера. Они плавают, общаются, расслабляются на солнце. Мы может рассмотреть этих людей во всех деталях: их одежду, выражение лиц, позы. Но даже внимательно изучив всю фотографию — все равно остается чувство, что в этой фотографии есть что-то еще и она продолжает притягивать к себе взгляд.

Удовольствие, которое получаешь от этого чувства напрямую связано с качеством печати. Поэтому единственная возможность его ощутить — это прийти на выставку и посмотреть фотографии вживую. Эти работы наглядно демонстрируют насколько качественная печать превосходит изображение на экране.

Текст для цветной части выставки содержит в себе меньше недостижимых целей. Здесь он скорее констатирует факты, но, как и для черно-белых фотографий, текст является слабым местом всей выставки. Мне даже показалось, что эти фотографии, так хорошо снятые и напечатанные, смотрелись бы лучше совсем без анонса. Тогда у зрителей было бы меньше соблазна удаляться в философские размышления, а просто подходить к снимкам ближе, чтобы рассмотреть все детали.

Выставка Эдуарда Левена «Взгляд грифона» и «Стадион Аржан. Демография рая» работает по 24 декабря включительно
Режим работы залов: 11:00 – 19:00 (среда – воскресенье)
Стоимость билетов: 100 рублей (общий), 70 рублей (льготный)
Экспозиция представлена в залах № 4 (2 этаж)
Центр искусств на Свердлова, 13,
тел.: (383) 223-59-55

— Михаил Конинин, 11.12.2017
#фотография #рецензии #абзацыфотографии


Проект Михаила Конинина «Абзацы фотографий» посвящен фотособытиям происходящим в Новосибирске. Я пишу о местных выставках, обзоры мероприятий, фотокниг и т.п. Так же я перевожу материалы посвященные фотографии и фотографам, о которых на русском языке мало информации.
https://vk.com/club146474865