Индия в цвете

В 1999 году, когда фотограф Рагубер Сингх умер от сердечного приступа в возрасте 56 лет, его работы выставлялись в Чикагском институте искусств на выставке, которая должна была отметить середину его карьеры. Он провел свою взрослую жизнь в Гонконге, Париже и в Лондоне, но его снимки всегда показывали его родную Индию. Его фотографии сейчас можно увидеть на выставке «Модернизм на Ганге» (Modernism on the Ganges) в музее Met Breuer. В течении тридцати лет своей карьеры он опубликовал тринадцать книг, организованных по географическому принципу. Четырнадцатая, изданная после его смерти, была посвящена автомобилю Амбассадор. Эти книги помогли вытолкнуть цветную фотографию с периферии мира искусства в его центр. Все вместе его проекты создают неповторимую карту индийской культуры, нарисованную в насыщенных цветах Кодахрома, сплетающую современную фотографию с традициями индийской эстетики.

Пространство рушится на фотографиях Сингха. Его композиции стремительно перемещаются от мужчин и женщин к живописи, скульптурам, автомобилям или к ландшафтам. В некоторых его ранних фотографиях из Калькутты (теперь — Колката), люди на улицах тонут в визуальных аранжировках, как тонут скульптуры Субхаса Чандры Боса и изображения Владимира Ленина. Похоже, на фотографии, снятой в 1991 году в Бомбее (теперь — Мумбай), три манекена выглядят как люди среди толпы, собравшейся на Фестиваль Ганеши. Сингх восхищался Анри Картье-Брессоном и когда ему было двадцать лет, ему выпала возможность несколько дней снимать вместе с ним в Джайпуре. Как и Картье-Брессон, он умел находить визуальные параллели: мужчина как будто набрасывающий сеть на льва возле Виктория-Терминус в Бомбее или покосившаяся зеленая дверь обрамляющая памятник.

Перед объективом Сингха кипящая жизнь выстраивается в тщательно организованные коллажи. Результат может быть игривым или ироничным, но его внимание к символам прошлого удерживает все снимки на месте. Встречающиеся на многих фотографиях зеркальные поверхности — это не просто возможность сделать картинку-в-картинке, но также это возможность, как он говорил писателю В.С. Найполу: «показать будущее, а не прошлое». Вместо того чтобы избегать визуальной несовместимости, Сингх пользуется ей. Фотография 1986 года, снятая в Калькутте, разделена пополам так же, как и изображенные на ней домашние работники отделены от собрания, за которым они наблюдают. Сингх соединяет в одном кадре символы прошлого и будущего Индии, разрозненные политические идеи и разные настроения.

Те же техники позволили Сингху работать, черпая вдохновение у множества фотографов, таких как Хелен Левитт, Ли Фридландер, Эжен Атже и Кетаки Шет. Их фотографии подчеркивают снимки Сингха, висящие на стенах Met Breuer. Среди его проектов висят несколько картин индийских придворных художников, фотографии других уличных фотографов, например, Фридландера (которого Сингх считал мастером модернизма), обширные пейзажи британских колониальных фотографов девятнадцатого века и раскрашенные вручную студийные портреты начала двадцатого века.

То как видел ее Сингх, индийская культура, с ее идеями о «цикле перерождения, в котором цвет не просто важный элемент, но глубокий внутренний источник», не могла быть передана в черно-белых тонах, с западными связями черного цвета с «виной, связанной со смертью». Его начинание требовало цвета. Писатель Амит Чодхери написал в сопроводительном каталоге, что внутренняя задача Сингха, как художника состояла в том, чтобы «во фрагментированности модернизма, в его открытости к текстурам и ощущениям, найти место радости, которую давала ему культура Раджастана». Это означало отказаться от унижения как субъекта фотографий, а вместо этого постараться передать то, что Сингх называл «лирической поэтикой, присущей жизни в Индии». Он добивается этого не через насильно патриотичные снимки. И цвета не пестрят на его снимках. Его поиск радости заключен в тонкостях, которые позволяют его фотографиям выглядеть свежими десятки лет спустя после того как они были сняты.

Вместе с «Модернизмом на Ганге», в галереи Говарда Гринберга недавно открылась выставка фотографий Сингха «Бомбей: Ворота в Индию (1994)». В «Бомбее» Сингха интересует изменяющаяся Индия. Эта тема, в других проектах служащая подтекстом, здесь лежит на поверхности. Мы видим устремленный к глобализации город запечатленный в начале девяностых. Среди всех работ Сингха эти — самые урбанистичные. И как пишет Чодхери: «»Бомбей» показывает, как человек может захотеть тайком задержаться и поселиться в местах, которые мы посещаем в эпоху глобализации».

В процессе подготовки выставки куратор Мия Финман узнала, что, когда вы находились на улице с Сингхом, вы могли видеть, как его глаза отмечают четыре угла будущего кадра. «Модернизм на Ганге» помогает нам представить каталог изображений, мировоззрение, которым Сингх пользовался чтобы создавать свою работы. И что более важно, она помогает нам увидеть гуманизм Сингха, который взял за основу своих фотографий всю Индию целиком.

«Модернизм на Ганге: Фотографии Рагубера Сингха» выставляется в музее Met Breuer до 2 января 2018. Или ее можно посмотреть на сайте музея: https://www.metmuseum.org/exhibitions/objects?exhibitionId=%7b3ee0c3a2-b080-4bef-89b4-7b182bb648c6%7d#!?perPage=100&offset=0

— Перевод Михаила Конинина, 29.10.2017
#историяфотографии #фотография #РагуберСингх

https://aperture.org/blog/india-full-color/


Проект Михаила Конинина «Абзацы фотографий» посвящен истории и теории фотографии. Я перевожу материалы посвященные фотографии и фотографам, о которых на русском языке мало информации. Так же я пишу о фотособытиях в Новосибирске: рецензии выставок, обзоры фотокниг попавших мне в руки и т.п.
https://vk.com/club146474865