Абзацы Фотографий. Выставка Вячеслава Невидимова «Фотаж» в ГЦИИ

Первое что привлекло мое внимание на афише выставки Вячеслава Невидимова «Фотаж», это номер патента устройства, с помощью которого автор сделал свои фотоизображения. Основная идея патентного права состоит в том, что государство обещает защищать права автора (на использование, на производство и др.), а автор рассказывает все о своем изобретении. Сам патент выглядит вот так (фото 1). Это патент на изобретение (концентратор для золота моего отца), но наверняка у Вячеслава Невидимова есть такой же документ.

Информацию о любом патенте можно получить, обратившись в ФИПС (Федеральный Институт Промышленной Собственности). Аппарат, изобретенный Вячеславом Невидимовым (фото 2) состоит из коробки 1, с объективом 2 внутри. Он проецирует изображение на гибкое зеркало 3, искривление которого управляется ручкой 7. Потом это изображение снимается фотоаппаратом 5 с макрообъективом.

То, что получилось, можно посмотреть своими глазами на выставке. Здесь представлены несколько десятков работ большого формата. Хотя качество печати хорошее, качество исходных файлов — низкое. На многих работах видны оптические артефакты, и даже отдельные пиксели. Это заставляет смотреть их с расстояния несколько шагов. Отойдя подальше, недостатки печати скрадываются, и фотографии смотрятся почти как живопись.

Работы Невидимова имеют мало общего с традиционной фотографией. Кажется, что автор стремился сделать свои работы максимально похожими на абстрактные живописные полотна. Он делает это всеми ему доступными средствами. Он снимает какие-то абстрактные композиции, вроде аквариумов, веток деревьев, а иногда кажется, что под искажениями проглядываются мазки кисти. В дополнение к этому, он максимально использует гибкое зеркало, на котором заметны капли воды, как будто одного его мало чтобы избавится от связи с реальностью. Лишь в некоторых работах можно понять, что изначально находилось перед объективом.

В итоге, благодаря патентованному прибору, фотографии действительно стали похожи на абстракции. Некоторые работы, своими закручивающимися композициями мне напомнили полотна Ван Гога (в первую очередь «Звездную Ночь») и Мунка. Другие же работы напоминают поп-арт.

Композиция в фотографии и в живописи только называются одинаково. На самом деле между ними нет ничего общего. Художник начинает с чистого холста и постепенно добавляет элементы, которые потом будут на картине. Он располагает их так как сочтет нужным: он может нарисовать то, чего нет в реальности, и опустить то, что существует. У фотографа нет таких возможностей. Он начинает с хаоса окружающего мира и при помощи камеры «вырезает» из него кадр, надеясь, что составляющие его элементы сложатся в гармоничную композицию, которая о чем-то будет говорить зрителю.

Но пытаясь уйти от фотографии, автор не может приблизиться к живописи. Он, как и все фотографы, не может контролировать свою композицию на том уровне, на каком это может делать художник. При этом он одновременно лишает себя возможностей, которые есть у фотографии. Здесь нет глубины, перспективы, фокуса или кадрирования.

Вместо того, чтобы совсем отказаться от фотографирования реальности, автор остается связанным с ней, хотя бы через кривое зеркало своего аппарата. И лишь некоторые работы находят баланс между кривизной зеркала и изображенного в нем мира. Эти работы берут лучшее из двух миров. От фотографии у них связь с реальностью, а от живописи — экспрессия. И эти работы смотреть действительно приятно, как на звезды Ван Гога, которые крутятся, вибрируют и играют с тобой.

— Михаил Конинин, 06.08.2017

#фотография #абзацыфотографий #выставки


Проект Михаила Конинина «Абзацы фотографий» посвящен фотособытиям происходящим в Новосибирске. Я пишу о местных выставках, обзоры мероприятий, книг и т.п.. Так же я перевожу материалы посвященные фотографии и фотографам, о которых на русском языке мало информации.